Арийские Народы

Русскоязычный раздел, все на русском языке

Moderators: Supermod, Andranik

Арийские Народы

Postby Andranik on Sat Apr 21, 2007 8:29 am

ИЗ ИСТОРИИ АЛАН–ОСЕТИН
Арии

Дороги народов североиранской культуры, к которой относятся аланы-осетины, пролегали по многим территориям и в различные времена. Иногда они переплетались, а иногда разбегались друг от друга, теряя родственные связи. Порой они обрывались, пропадая навечно под зыбучими песками истории, а то вдруг возникали как бы ниоткуда и в тех местах, где само их наличие было непредсказуемо. Мы попытаемся рассказать Вам небольшую историю, связанную с судьбой культуры алан-осетин.

Это было очень давно - более четырех тысяч лет назад. Человеческая цивилизация делала тогда первые свои шаги, многие из которых современная наука может уже воскресить. Климат на планете благоприятствовал расцвету первых земледельческих культур, сосредоточенных в теплой зоне Средиземного моря, Персидского залива, Индии. Но к северу и востоку от древних цивилизаций простирались девственные пространства степей и лесов, обитель первобытнообщинных племен, из недр которых впоследствии появятся новые народы и новые цивилизации. Сегодня этническое разнообразие или родство народов наука определяет по языковому признаку. Язык народа становится его родословной и визитной карточкой в Историю.

В те далекие времена великие цивилизации не обращали внимания на северо-восток, откуда придут герои нашего рассказа, «великие» были заняты собой. В Египте архитектор Имхотеп чертил контуры знаменитой Ступенчатой пирамиды для фараона Джосера, на шумерских равнинах бурно развивались первые города-государства Ур, Урук, Лагаш, в долине Инда строители укладывали кирпичи в стены домов Махеджо-Даро, а кузнецы эгейских островов отливали свою первую бронзу. Именно в те далекие времена происходит одно из самых выдающихся событий в истории человечества.

На территории от Дуная до Урала появляется этническая общность, выделившаяся из среды индоевропейских народов в отдельную группу – индоиранцев и называвшую себя «арии», «люди, принадлежащие к данному роду». Породившие их бескрайние и великие евразийские степи (рис. 1) станут на ближайшие три с половиной тысячи лет уникальным полигоном для их культуры, в своеобразных условиях которой будут взращены духовные и художественные ценности, повлиявшие на цивилизации древнего и современного мира. Выходцами из этих степей будут созданы священные гимны Ригведы и Авесты, из их среды выйдут великие реформаторы религий и преобразователи обществ.

Негативное отношение к слову «арии», все еще ассоциируется в нашем сознании с немецким фашизмом использовавшим слово в своих идеологических целях. Само же словосочетание «арийские племена» и «арийские языки» применимо только к древним иранцам и индийцам, а также к их языкам, так как восходит к самоназванию этих древних племен – «арья»(arya). В письменных памятниках древней Индии и древнего Ирана слово «арья» воспроизводилось в смысле «благородный, свободный человек». От слова «арья» позднее образовались названия: страны Иран, древней области – Ариана, долины индийской реки Ганг – Арьяварта, одной из групп осетин – ирон и многие др. Как мы видим, собственно к арийским народам могут быть причислены только древние иранцы и индийцы, а к арийским языкам – индийские и иранские. Именно эти народы и составили историко-культурную индоиранскую общность.




2б 2в 2г



В тот далекий и загадочный период индийцы и иранцы поклонялись одним богам, совершая для них однородные священные обряды (рис. 2, а, б, в, г). Сходной была не только их космогония, но и социальная организация. Общество делилось на три социальные группы – жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов. Арии первыми в Старом свете приручили лошадь, изобрели колесо со спицами и колесницу, т.е. первое средство передвижения. Обретенная с этим открытием пространственная свобода позволила выделить из общей этнической массы индоиранцев динамичные пастушеские племена, сумевшие покорить бескрайнюю степь. С переходом к подвижным формам хозяйства арии создали все предпосылки для успешного кочевого скотоводства.

Менялись столетия, меняя облик древних цивилизаций. В Египте новый темнокожий фараон Ментухотпе провозглашает начало Среднего царства. На Крите расцветает минойская цивилизация. В то же время начинается закат Хараппской культуры в долине Инда. Шумеры передают политическую власть Вавилонии и Ассирии. Постепенно трансформируется и мир евразийских кочевников. Перемены в хозяйстве, успехи в металлургии, введение новой тактики боя, выделение в обществе привилегированных воинов-колесничих, а возможно и климатические изменения (наступление глобального похолодания) в середине II тыс. до н.э., привели к серьезным сдвигам в жизни евразийских степных племен, закончившимся окончательным распадом индоиранской общности.

Одно из племенных объединений ариев уходит из южнорусских степей, через Кавказ, в Переднюю Азию. Обладая новым знанием, арии обучают переднеазийские народы приемам тренировки лошадей и тактике колесничего боя, но ассимилированные ими исчезают с исторической арены. Время часто будет менять этническое лицо древнего народа, оставляя актуальным их культурное наследие. В договоре XIV в. до н.э. хеттского царя Шиппилулиумы I с царем Митанни Куртивазой упоминаются арийские, протоиндийские боги Митра, Варуна, Индра и (два) Насатья, а в другом хеттском тексте того же времени, известном под названием как «текст Киккули», отмечены арийские термины конноспортивной тренировки. Эту невероятную устойчивость их культуры мы будем постоянно отмечать на протяжении всей последующей человеческой истории.

В это же время другие арии (индоарии) двинулись из областей Средней Азии, через территорию занимаемую современным Таджикистаном, на северо-запад Индостана в области Гомал, Сват и Гандхару, переходя туда отдельными группами по горным перевалам Памира и Тянь-Шаня. Их трудный путь ученые проследили по оставленным могильникам, обрядовым захоронениям коней и наскальным изображениям колесниц (рис. 3, а). Через тысячелетие, этой же дорогой пройдут и их далекие потомки, восточные родственники скифов, сако-массагеты. Новый арийский народ Индии частично изменит свою материальную культуру, быт и привычки под влиянием местных условий и аборигенных народов, но сохранит при этом верность религии предков и консервативные законы своей древней духовной культуры.

Археологи и лингвисты, терпеливо разгребая пыль веков, достают из нее все новые и новые свидетельства великого переселения ариев со своей прародины (рис. 4). Подобно индоариям, откочевали во второй половине II тыс. до н.э. и часть иранских племен. В священной книге древних иранцев Авесте отразились воспоминания о продвижении ариев с прародины на юг. Вот как передает Авеста климатическую ситуацию тех лет связанную с глобальным похолоданием на земле: «… тогда пришел Анхра Майнью смертоносный, приготовил в реке, наполнявшей ту область, великую змею – Зиму. И стало здесь девять месяцев зимы и два – лета (прежде было семь зимних и пять летних). Зима разливает холод на воду, на землю и деревья. Очень жестока она посреди Арианам Ваэджо» (Видевдат,II,3).

Значительные миграции древних иранцев на юг привели к тому, что к VIII в. до н.э. почти на всей территории Средней Азии распространилась иранская речь. Население земледельческих оазисов юга – Бактрии, Согда, Маргианы, Хорезма говорит на том же иранском языке, что и кочевники степных и горных областей скифо–саки. Но на сегодня единственным продолжателем древней иранской языковой традиции является современный осетинский язык, язык небольшого кавказского народа.

Отток большой массы населения не опустошил прародину ариев. Оставшиеся в евразийских степях иранские пастушеские племена в начале I тыс. до н.э. достигли еще более значительных успехов в использовании лошади. Они первыми в мире научились стрелять из лука, сидя верхом на коне, на полном скаку (рис. 5, 6), произведя переворот в военном деле. Осознав это, могущественные военные отряды обладатели новой тактики и техники боя двинулись на юг. Через Кавказ и Среднюю Азию они проникают на Иранское нагорье, в богатые области неиндоевропейских народов, где с течением времени количество ирано-язычного населения значительно увеличивается, фиксируясь иранскими именами в ассирийских документах.

Часть пришлых кочевников оседает на занятой территории, становясь земледельцами и постепенно смешиваясь с местным населением, воспринявшим от пришельцев и язык и культуру. К VIII в. до н.э. иранцы уже жили на значительной территории Иранского нагорья: в районе озера Урмия, в Прикаспии и в Луристане, где находился широко известный в древности центр металлургического производства, на земле древнего Эламского царства и к востоку от Элама – в области Парсуа, от которой произошло название Персия. В VII в. до н.э. иранцы, обитавшие на северо-западе нагорья, усиливаются и образуют знаменитое Мидийское царство.

Незаметно происходит мировая смена лидерства. И хотя еще сильны древние цивилизации, уже взрастают в их среде новые, молодые. Расширяются Афины, закладывается Рим. Индо-арии создают социально-экономический базис возникновения городов-государств Индии. Под влиянием иранцев главной силой новых армий становятся конница и боевые колесницы. Начинается передел мира. Египет покорен Ассирией, ту вскоре поделят между собой Мидия и Вавилон, завоеванные впоследствии могущественной Персией, но и она через время окажется добычей Александра Македонского, хотя и ему на смену придут легионы Рима. Сильные приходят, чтобы захватить слабых и в свою очередь стать чьей-то добычей. История постоянно указывает на близость человека животному миру, и только культура возвращает ему человеческий облик.

Но эти сентенции не для молодой и встающей на ноги Мидии, вступающей в борьбу за лидерство с грозной Ассирией. Союзниками мидийцев в этой борьбе выступили их родственники - иранцы-скифы, пришедшие огромной ордой в Переднюю Азию из прикавказских степей. Но и на богатом юге скифы не изменяют обычаям предков, продолжая и здесь вести привычный кочевой образ жизни. Умелые конные воины, владевшие лучшим для своего времени оружием и тактикой боя, скифы, во главе со своим вождем Ишпакой, становятся вскоре значительной силой в Передней Азии образуя скифское царство Ишкуза (рис. 7).

В период переднеазийских походов территория обитания основного ядра скифских племен были степи Прикубанья и Северного Кавказа, сообщающиеся с Закавказьем и Передней Азией несколькими удобными путями, пролегавшими через центральнокавказские перевалы, и вдоль западного побережья Каспийского и восточного - Черного морей. Ныне в степных районах, простирающихся к северу от Главного Кавказского хребта, открыто немало погребальных памятников, дающих представление о локализации «царства Ишкуза» ассирийских источников. Именно сюда, в расположенные здесь скифские кочевья, стекалась богатая добыча из Передней Азии, со временем постепенно «оседавшая» в погребениях скифских вождей. Грандиозные Келермесские, Ульские, Большие Ставропольские курганы сохранили прекрасные образцы древнего ювелирного искусства, большое количество предметов вооружения, бытовую утварь. Наглядное представление о богатстве высших прослоек скифской аристократии этого времени дают также обнаруженные в I-ом Ульском кургане свыше 400 коней, сопровождавших захоронение.

Не ограничиваясь экономической прибылью скифская аристократия активно влияла на тогдашнюю «международную политику». Из скифской среды вышли правящие династии Мидии, Персии, Парфии и других стран (рис. 7а).

Организованные воины, подчиняющиеся только родовой идеологии, скифы вселяли ужас в сердца жителей обустроенных азиатских государств. Могущественный ассирийский царь Асархаддон (680 – 669 г. до н.э.), обеспокоенный военными успехами скифов, вопрошал своих поданных: «Разграбят ли, полонят ли многочисленную добычу, тяжкий полон с границ Ассирии?» Но и этому обожествляемому владыке ничего не остается, как только отдать свою дочь в жены варварскому царю Партатуа. В это же время библейский пророк Иеремия представляет скифов своему народу как кару божью. «Вот идет народ из северной страны, великий народ встает от краев земли. Держит лук и короткое копье, жесток! Они не сжалятся! Голос их ревет как море, скачут на конях, выстроившись как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, тоска и горе охватывает нас…, вражеский меч наводит ужас со всех сторон».

И пророк не ошибся в своих ожиданиях. Конница скифов, в царствование иудейского владыки Иосии (VII в. до н.э.), появляется то в государстве Урарту, то в Палестине. Скифские передовые отряды устремляются даже к Египту, заставляя фараона Псамметиха I откупиться от них богатыми дарами. Но грозные всадники все же побывали у древних пирамид. Археологи нашли скифские захоронения с жертвенными конями у их подножья (рис. 7б).

Двадцать восемь лет (по Геродоту), а возможно и дольше, длилось господство скифов в Передней Азии, пока мидийский царь Киаксар не обезглавил скифское войско, коварно заманив его военачальников на пир и беспощадно перебив их (рис. 7 в). После этого кровавого пира, а скорее всего в силу изменившейся не в пользу скифов политической ситуации в регионе, основная их часть вернулась в степи Прикубанья и Северного Кавказа, а оставшаяся растворилась в местном населении.

Но арийская кровь все еще давала о себе знать в жилах южных иранцев. В 550 г. до н.э. мидийская держава пала. К власти пришли цари из области Парсуа из рода Ахеменидов. Вот как говорит один из них о себе: «Я Дарий, царь великий, сын Виштаспы, Ахеменид, перс, сын перса, ариец, из арийского племени…» Былое арийство переходит в область памяти, в мифологию. К VII в. до н.э. завершилось расселение иранских племен в пространстве Евразии. Одни из них стали оседлыми земледельцами, другие остались верны кочевой культуре предков.

(Текст из книги В. Цагараева "Золотая яблоня нартов")


http://artsakh.info/img/hayk_nah.gif
Andranik
 
Posts: 36
Joined: Sat Jan 27, 2007 2:50 pm

Return to Арийский Мир

Who is online

Users browsing this forum: No registered users and 1 guest

cron